Реконструкция аэротенков очистных сооружений

Актуальность Проблемы

Водопроводно-канализационное хозяйство нашей страны довольно долго оставалось без должного внимания, что в свою очередь привело к необходимости реконструкции более 60 % действующих очистных сооружений.

За последние годы ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону – разрабатываются и реализуются программы, направленные на модернизацию старых и строительство новых очистных сооружений. Новейшие эффективные разработки и технологии позволяют не только повысить качество питьевой воды, но и обеспечить бесперебойность всего производственного процесса по водоподготовке и водоотведению. Межремонтный срок при этом увеличивается до максимально возможного.


Именно этот фактор позволяет ГК «Пенетрон-Россия» и водопроводно-канализационным хозяйствам различных регионов России более 15 лет тесно сотрудничать в сфере восстановления и обеспечения гидроизоляции, защиты и долговечности железобетонных сооружений.


Неотъемлемой частью всех очистных сооружений являются аэротенки, служащие для очистки стоков. Под воздействием агрессивных сточных вод и абразивного износа в аэротенках довольно часто наблюдаются типичные для этого вида сооружений дефекты и разрушения:
• износ защитного слоя бетона с оголением арматуры;
• отсутствие герметичности в межплиточных швах;
• образование трещин.


При выборе материалов и технологий для восстановления целостности конструкции и обеспечения ее герметичности следует учитывать не только степень разрушения бетонных элементов, но и физико-химические процессы, возникающие в аэротенках в процессе их эксплуатации. Ремонтные материалы, которые необходимо использовать с этой целью, должны быть стойкими к агрессивной среде и истиранию. Поэтому применение гидроизоляционных материалов, создающих защитный водонепроницаемый слой на поверхности бетона, является нецелесообразным. Их стойкость к истиранию ограничивается несколькими годами, а стоимость восстановительных работ с промежутком в 2-3 года влечет за собой существенные дополнительные затраты для эксплуатационного предприятия.


Гораздо эффективнее в таком случае (как с технологической, так и с экономической точки зрения) применение материалов проникающего гидроизоляционного действия, способных обеспечить водонепроницаемость всей толщи бетона, а не его поверхности. Для герметизации стыков и восстановления разрушенного слоя бетона предназначены составы, обладающие высокой прочностью, водонепроницаемостью и безусадочностью.


Многолетний практический опыт по устранению вышеописанных дефектов и восстановлению разрушенных участков бетона в аэротенках с применением гидроизоляционных материалов системы Пенетрон и «Скрепа» позволяют обеспечить выполнение работы в кратчайшие сроки и гарантировать качество гидроизоляции на срок, превышающий 20 лет.
Присутствие технических служб ГК «Пенетрон-Россия» в каждом регионе РФ и стран СНГ позволяет выполнить обследование конструкций и на основании полученных результатов составить технологическую карту на выполнение работ. Все это в комплексе позволяет достичь максимально эффективного результата при минимальных затратах.
Ниже описана типовая технология выполнения восстановительно-гидроизоляционных работ в аэротенках, наиболее часто применяемая в подобных сооружениях. Для получения консультации по ремонту конкретной конструкции Вы можете вызвать на объект технолога по телефону горячей линии 8-800-200-70-92 (звонок со всех телефонов на территории РФ бесплатный) вне зависимости от территориального местонахождения объекта.


Технология выполнения работ

I этап: восстановление защитного слоя бетона
1. Удалить слабый бетон с использованием отбойного молотка. Очистить поверхность бетона механическим способом от иловых отложений и других материалов. Бетонная основа должна быть структурно прочной и чистой.
2. Произвести очистку арматуры от следов коррозии до степени 2 по ГОСТ 9.401-2004. Зазор между стержнями рабочей арматуры и поверхностью бетона должен быть не менее 10 мм.

1 1
3. Приготовить раствор материала «Скрепа М600 инъекционная» согласно инструкции по применению (см. Стандарт организации «Ремонт монолитных и сборных бетонных и железобетонных конструкций с применением материалов «Скрепа». Чертежи узлов. Технология выполнения ремонтных работ.)
4. Нанести раствор материала «Скрепа М600» на арматуру кистевым способом с целью обеспечения ее защиты от коррозии.

1 2
5. Приготовить раствор материала «Скрепа М500 ремонтная» согласно инструкции по применению (см. Стандарт организации «Ремонт монолитных и сборных бетонных и железобетонных конструкций с применением материалов «Скрепа». Чертежи узлов. Технология выполнения ремонтных работ).
6. С целью восстановления защитного слоя бетона нанести раствор материала «Скрепа М500 ремонтная» на разрушенные участки. При этом поверхность бетона следует предварительно тщательно увлажнить.

1 3

II этап: герметизация трещин, межплиточных швов
1. По всей длине трещин, швов, примыканий выполнить штрабы «П» – образной конфигурации сечением 25*25 мм.

1 4
2. Штрабы очистить щеткой с металлическим ворсом.
3. Подготовленные штрабы тщательно увлажнить.
4. Приготовить раствор материала «Пенетрон» согласно инструкции по применению (см. «Технологический регламент на проектирование и выполнение работ по гидроизоляции и антикоррозионной защите монолитных и сборных бетонных и железобетонных конструкций»). Вид приготовленной смеси – жидкий, сметанообразный раствор.
5. С целью обеспечения околошовной структуры бетона водонепроницаемостью обработать штрабы приготовленным раствором материала «Пенетрон».

1 5
6. Приготовить раствор шовного гидроизоляционного материала «Пенекрит» согласно инструкции по применению (см. «Технологический регламент на проектирование и выполнение работ по гидроизоляции и антикоррозионной защите монолитных и сборных бетонных и железобетонных конструкций»). Именно «Пенекрит», после заполнения им штрабы, будет обеспечивать ее герметичность.

1 6
7. По той же технологии выполнить гидроизоляцию стыков между плитами или рабочих швов бетонирования (в зависимости от типа конструкции аэротенка).

III этап: гидроизоляция бетонных стен и днища
1. Тщательно увлажнить поверхность бетона.
2. Приготовить раствор материала «Пенетрон» согласно инструкции по применению.
3. Нанести раствор материала «Пенетрон» на поверхность стен и днища.

1 7

IV этап: уход за обработанной поверхностью
1. Все бетонные поверхности, обработанные материалом «Пенетрон», следует защитить от механического воздействия и отрицательных температур в течение 3 суток.
2. При этом необходимо следить за тем, чтобы эти поверхности в течение 3-х суток оставались влажными. Также не должно наблюдаться растрескивания и шелушения покрытия.
3. Для увлажнения поверхностей, обработанных материалом «Пенетрон», обычно используется водное распыление.

Краткий список предприятий, где была применена технология восстановления и гидроизоляции аэротенков с использованием материалов «Пенетрон» и «Скрепа»:
1. МУП Водоканал, г. Подольск Московской обл. – ремонт аэротенков
2. ГП «Калугаоблводоканал», г. Калуга – ремонт аэротенков
3. ООО «Югводоканал-Новороссийск» – ремонт аэротенков
4. ООО «Горводоканал», г. Когалым – гидроизоляция новых аэротенков
5. ОАО «Водоканал», г. Ишим Тюменской обл. – ремонт аэротенков
6. МУП «Водоканал», г. Екатеринбург – ремонт аэротенков
7. «Рижский водоканал», г. Рига, Латвия – ремонт аэротенков
8. ПМУП «Водоканал», г. Петрозаводск – гидроизоляция новых аэротенков
9. Адлеровские очистные, г. Сочи – гидроизоляция новых аэротенков
10. МУП «Исток», г. Дзержинск Нижегородской обл. – ремонт аэротенков